Органы прокуратуры являются неотъемлемой частью государственного механизма и наделены определенным объемом власти для осуществления надзора за исполнением законов в государстве.
В зависимости от характера нарушений, причин и условий, им способствующих, распространенности правонарушений, их повторности, наступивших и возможных вредных последствий, степени вины правонарушителей, а также задач, которые стоят перед прокурором, принимаются соответствующие меры прокурорского реагирования.
Несмотря на наличие ряда позитивных тенденций в сфере законодательства об административных правонарушениях, состояние законности оставалось на недостаточно высоком уровне.
Межрайонной прокуратурой, на основании обращения директора юридического лица «А», проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях при вынесении постановлений по делам об административных правонарушениях сотрудниками МО МВД России.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагается обязанность осуществлятьгосударственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; регулировать дорожное движение; оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии; осуществлять государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения; принимать экзамены на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдавать водительские удостоверения; регистрировать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, автомототранспортные средства и прицепы к ним и выдавать в установленных случаях свидетельства о допуске их к перевозке опасных грузов; осуществлять по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правительством Российской Федерации, сопровождение транспортных средств; согласовывать маршруты крупногабаритных транспортных средств, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях - тяжеловесных транспортных средств.
Задачами законодательства об административных правонарушениях в соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, общественного порядка и общественной безопасности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно пунктам 2, 3 ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).
В силу ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
В ходе проверки установлено, что 2*.0*.2021 директором юридического лица «А» в МО МВД России направлено заявление о возможном нарушении действующего законодательства со стороны гражданина «Б» и необходимости привлечения указанного лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.19 КоАП РФ.
Вместе с тем, в нарушение ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ сотрудниками МО МВД России в адрес директора юридического лица «А» направлено уведомление разъяснительного характера, а не мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (либо при наличии оснований возбуждения дела об административном правонарушении по ч.1 ст. 7.19 КоАП РФ в отношении гражданина «Б»).
Указанный факт нарушает права заявителя, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и является недопустимым.
По фактам выявленных нарушений межрайонным прокурором внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, 1 лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.